XXI Фестиваль театров малых городов России. Уфа
ФЕСТИВАЛИ БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ НА МАЛЫЕ ГОРОДА
Фестиваль театров малых городов России давно стал одним из важнейших событий театральной жизни страны и не только потому, что репертуар этих театров зачастую отличает большее разнообразие, чем столичную сцену, а по качеству постановок они вполне конкурентноспособны многим крупным театрам. Одно из безусловных достижений фестиваля это то, что с приходом к руководству Театра Наций Евгения Миронова, этот театральный форум стал ежегодным (до этого он проводился раз в два года), а главное — все участники остаются на весь срок его проведения. Как сказал на церемонии вручения призов председатель жюри нынешнего фестиваля, проходившего в Уфе, Адольф Шапиро, театры приезжают на подобные праздники себя показать и людей посмотреть, но, показав себя, коллективы разъезжаются по домам и увидеть спектакли коллег большинству не удается. А участники Фестиваля театров малых городов не только знакомятся друг с другом и работами своих товарищей, но еще и получают бонус в виде мастер-классов и лекций по профессии. Например, для актеров проводятся занятия по сценическому движению и сценической речи. Да и директора, художники, завлиты, как и представители других театральных профессий получают возможность послушать лекции лучших педагогов и практиков из Москвы и Петербурга. Так что фестиваль из конкурсного состязания театральных коллективов перерос в настоящую театральную школу, а учитывая уровень педагогов, можно сказать, и университет. В ХХI фестивале, проводившемся при поддержке Министерства культуры РФ, Благотворительного фонда Евгения Миронова «Театральные инициативы», Министерства культуры Республики Башкортостан и Администрации городского округа Уфа, приняли участие 16 театров из самых разных регионов России — из республик Башкортостан, Татарстан, Удмуртия; Свердловской, Кемеровской, Псковской и Иркутской областей; Пермского и Красноярского краев, Ханты-Мансийского автономного округа. Постановщики большинства спектаклей — приглашенные режиссеры, в основном, выпускники московских и санкт-петербургского театральных институтов. И очень интересно наблюдать, как люди «со стороны» предлагают театрам свой образ мысли, свои художественные идеи, адаптируясь к местным условиям, и как театры погружаются в новую для себя реальность. Надо сказать, что практически все театры-участники имеют прекрасные труппы. Уровень мастерства современного актера не столичного театра, натренированного, так как их коллективы не имеют возможности играть одно и то же название несколько лет, в силу малочисленности населения города, в большинстве своем находятся в отличном профессиональном тонусе и открыты к встрече с новым. Даже спектакли, не удостоившиеся призов, представили актеров в наилучшем свете. Это можно сказать и о «Грозе» Островского (режиссер Юрий Печенежский) Русского драматического театра из Стерлитамака, аскетичной, внешне скупой, где чувства не выставляются напоказ, а сдержаны суровым законами Калинова, из атмосферы которого словно выкачали воздух. Единственное «живое» существо Катерина (прекрасная работа, проникнутая чистотой и искренностью молодой актрисы Юлии Карташовой) здесь пытается вздохнуть полной грудью и гибнет в безвоздушном, огороженным со всех сторон забором пространстве (сценография Фемистокла Атмадзаса). Отличные актерские работы и в спектакле «За белым кроликом» Марии Огневой (режиссер Артем Терехин) Березниковского драматического театра. Ольга Кирилочкина и Мария Шлейхер — матери, потерявшие дочерей, каждая по-своему переживающие свое горе, и Анастасия Козьменко — подруга девочек, через десятилетие возвращающаяся мыслями к трагической гибели своих подруг. Страшная история, созданная на документальном материале, в версии Терехина лишена каких-либо сцен насилия и физиологических подробностей. Исполнительницы существуют несколько отчужденно — пережитая трагедия словно опустошила их души, не оставив ничего, кроме желания установить имя насильника и убийцы девочек. Совершенно по-другому, в яркой гротескной манере существуют герои «Метели» театральной фантазии Василия Сигарева по мотивам повести Пушкина. Здесь одна Марья Гавриловна — человек естественный. Ее окружение, включая родителей, напоминает упырей и вурдалаков. В них все гипертрофировано: и грим, и костюмы, и пластика. Даже возлюбленный героини Владимир Николаевич, хоть и не так эксцентричен, как прочие, но тоже — часть этой бесовской карусели, словно закрученной непреходящей метелью и порывами ветра, носящими героев как снежные хлопья по сцене. В спектакле молодого режиссера Алессандры Джунтини не все концы с концами сходятся, но энергия эксперимента (спектакль родился из эскиза режиссерской лаборатории Театра Наций) и фольклорные песнопения держат эту «неровную» работу на плаву. Фольклор можно назвать увлечением молодой режиссуры. Его же, правда, в большой степени как самоцель, использует режиссер Анастасия Неупокоева, постановщица песенной притчи «О старике, старухе и золотой рыбке» по пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» (Канский драматический театр). На коми-пермяцких народных песнях построен и спектакль «Кукуй, кукушечка!». Совсем юный режиссер Дарья Левингер, выпускница Санкт-Петербургского Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ) увидела ансамбль из Коми-Пермяцкого округа, заразилась им, поговорила с исполнительницами и на основе их собственных историй поставила спектакль о жизни деревни Кукушка, где все — от рождения до похорон сопровождается обрядовым пением. В Коми-Пермяцком национальном драматическом театре им. М. Горького (Кудымкар), неоднократно участвовавшем в фестивале, — очень хорошая труппа, отлично поющая и прекрасно двигающаяся. Восемь актрис, сыгравшие своих героинь от детских лет до старости, сумели создать некий собирательный образ обитательниц этой деревни. Но из-за того, что в композиции спектакля оставалось мало места индивидуальностям персонажей, спектакль хоть и получился ярким и красивым, но… несколько иллюстративным. Одного из главных призов — «лучший спектакль малой формы» удостоилась постановка Няганского ТЮЗа «Калечина-Малечина» по одноименной книге Евгении Некрасовой — пронзительная работа, в которой также звучали некие фольклорные мотивы. Это вообще очень музыкальный по своей сути спектакль. Его постановщица Сойжин Жамбалова, имеющая не только режиссерское, но и музыкальное образование. Ее спектакли музыкальны не только по форме, но и по своему внутреннему звучанию. Голоса артистов складываются в музыкальную партитуру, звучание которой адекватно общей картине современного мира, где обижают слабых, непохожих, особенно, если речь идет о детях, «невыросших», как называет себя и одноклассников девочка Катя. К ней невнимательны вечно спешащие на работу родители, предают подружки, тиранит и собирается перевести в школу для ребят с отставанием в развитии учительница, которая, конечно же, хочет «как лучше». Единственный, кто готов помочь девочке, Кикимора, то ли выдуманная ею, то ли действительно появившаяся в доме после Катиной попытки суицида. Но ни в главной героине, ни в самом спектакле нет никакой озлобленности. Это притча о том, что всем нам случается обижать и чувствовать себя несправедливо обиженными. Все актеры, за исключением Марии Васильевой, играющей Катю, погружаются в мир своих персонажей, но в то же время, смотрят на них чуть-чуть со стороны. Усиливают это ощущение небольшой «отдельности» от своих героев личные воспоминания исполнителей о своем детстве, очень откровенные, могущие быть и неприятными. Но произносят их актеры почти нейтрально, глядя на детство уже с высоты своего возраста. Хотя, надо сказать, большинство из них еще очень молоды. И эта их спокойная без надрыва интонация производит неожиданный эффект, окуная зрителя в атмосферу детства, о котором каждому есть что вспомнить, включая, казалось бы, совсем незначительные огорчения и события, казавшиеся тогда глобальными. Словом, «Калечина-Малечина» так точно попадает в болевые точки сидящих в зале, призывая в сообщники их эмоциональную и ассоциативную память, что создается ощущение: и зрители тоже в какой-то мере — соавторы этого удивительного спектакля. «Лучшим спектаклем большой формы» был назван «Не был женат» (Альметьевский татарский государственный драматический театр), поставленный по повести татарского писателя Гаяза Исхаки, чье 145-летие со дня рождения отмечалось в прошлом году. Это книга, написанная в 1916-м году, хорошо передает атмосферу своего времени, затрагивая при этом и вневременные проблемы. Главный герой — молодой татарин, сын муллы, уехавший от родителей, мечтавших видеть его духовным лицом, в Петербург. Там он работает приказчиком в магазине. В оперном театре знакомится с русской молодой женщиной Анной, с которой у него завязывается дружба, переросшая в долгосрочный роман. Герой искренне привязывается к девушке, веселой, культурной, гибкой, остроумной. Но жениться он хочет непременно на мусульманке. Собственно говоря, в центре классическая коллизия: выбор между долгом и чувством. Колебания юноши, связанные с поиском подруги жизни, являющиеся содержанием спектакля, переданы артистом Айтаром Мифхатовым и режиссером Айдаром Заббаровым довольно остроумно. Герой нерешителен, нелеп в своих терзаниях, от чего ставит себя в комические положения. Его желание не нарушать традиции часто оборачивается бестактностью и даже жестокостью в отношении Анны (Диляра Фазлиева). Но актер с таким обаянием передает варварское простодушие своего героя, что все равно вызывает симпатию. А умная Анна умеет скрывать свои чувства, и их отношения все продолжаются и продолжаются, а вопрос о женитьбе на соплеменнице так и остается открытым и даже рождение двух дочерей никак не влияет на ситуацию. И хотя история любви героя и Анны в сущности драматическая и безысходная, в постановке много неожиданно смешного. В чем-то этот спектакль не только о конфессиональной ортодоксальности, но и о мужской несостоятельности героя, который никак не может совершить поступок и принять решение, хотя ни мулла, ни православный батюшка запретов на их брак не накладывают, только живописуют, как в дальнейшем станет трудно жить семьей представителям разных культур и традиций, в особенности, когда у них родятся дети и станет вопрос об их религиозном воспитании. Мужчина, не способный на поступок, — герой еще одного спектакля «Тихий свет» по пьесе молодого драматурга Романа Козырчикова в постановке молодого режиссера Дмитрия Огородникова на сцене тоже достаточно молодого Камерного драматического театра «Доминанта» из города Губаха, коллектив которого был удостоен также одной из главных наград фестиваля — приза «Надежда». Это — удивительная по своей органике и ансамблевости семейная история, где артисты, создающие яркие и узнаваемые образы, существуют почти с документальной достоверностью и абсолютным чувством партнерства. Двух других важных фестивальных призов «Лучшая женская роль» и «Лучшая мужская роль» удостоились Софья Белова за роль чеховской Сони в спектакле «Дядя Ваня» Серовского драматического театра имени А.П. Чехова (режиссер Анатолий Праудин) и Андрей Ковзель за роль Сократа в спектакле Новокузнецкого драматического театра «Платон» Алексея Житковского (режиссер Максим Соколов). Оба спектакля также отличают ансамблевость и высокая культура. В праудинском «Дяде Ване», гипнотизирующем медленным, почти рапидным течением времени, безнадежность положения Войницкого и Астрова, да и прочих героев, доведена до абсолюта. Никто из них не в силах что-либо изменить в своей бессмысленной монотонной жизни, и только одна Соня верит в то, что ее может полюбить Астров, и в счастливую жизнь на небесах… В «Платоне» же главный герой Сократ, проживающий последние дни своей жизни в кругу друзей и недругов. Только круга здесь нет, все герои выстроены в линию на авансцене. Все, за исключением Сократа, сидящего на камне, словно прикованы к земле. Они могут падать, гнуться до полу, то в одну, то в другую сторону, вперед и назад, а простого шага сделать не могут, что выглядит очень красноречиво в свете их рассуждений о демократии и своей свободе. Сократ вступает в диалоги с учениками, в том числе с Платоном и другими афинянами. Но спектакль — практически монолог Сократа. Ковзель играет его ироничным и спокойно бесстрашным. Он невозмутимо принимает приговор и отказывается от возможности побега. Он тверд и уверен в своем выборе, и его беспрецедентная стойкость производит мощное впечатление. Интересных спектаклей было больше, чем имевшихся в распоряжении жюри призов. Ситуацию «улучшили» специальные призы. Ассоциация театральных критиков вручила диплом «За визуальное и музыкальное решение и высокую постановочную культуру» спектаклю Новоуральского театра музыки, драмы и комедии «Старик и море» Светланы Баженовой (soun-драма по мотивам повести Хэмингуэя) в постановке Петра Незлученко. Рассказ в пьесе ведется от лица Рыбы — в спектакле alter ego Старика, обе роли великолепно играет один актер, Евгений Недокушев. У спектакля вообще отличная постановочная группа: Сережа Сирин (композитор), Евгений Лемешонок (художник), Сергей Москалюк (художник по свету), Дмитрий Першаков (видеорежиссер), создающие на сцене фантастический, прекрасный и коварный образ моря, одного из главных «действующих лиц» спектакля. Приз главы Республики Башкортостан был вручен умному, остроумному и грустному спектаклю Глазовского драматического театра «Парафраз» «Алло, мама!» по мотивам произведений Евгения Шварца. Автор пьесы и режиссер Дамир Салимзянов поставил добрый, мудрый, смешной и серьезный спектакль о том, что мир несовершенен, что все мы хотим любить и быть любимыми и что любовь сильнее смерти… Министерство культуры Республики Башкортостан присудили приз «За актерский ансамбль» спектаклю «Фрёкен Жюли» Августа Стриндберга Прокопьевского драматического театра имени Ленинского комсомола. Режиссер Дмитрий Акриш ввел в свою постановку еще трех персонажей — пожилых Фрёкен Жюли, Кристину и Жана, видящи драму своей молодости со стороны и вновь проживающих события роковой ночи на Ивана Купала, то с болью, то со стыдом … И еще один Специальный приз «За гуманистический взгляд на историю» — от губернатора Челябинской области, где в Магнитогорске проходил предыдущий фестиваль. Им был награжден яркий, темпераментный, романтичный и жесткий спектакль «Гульнара» Флорида Булякова (режиссер Ильсур Казакбаев) в постановке Башкирского драматического театра имени Ильшата Юмагулова Стерлитамакского государственного театрально-концертного объединения. И хотя у фестиваля только один приз «Надежда», он подарил большие надежды на дальнейшее развитие «малых городов» России.