XXI Фестиваль театров малых городов России. Уфа

ФЕСТИВАЛИ БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ НА МАЛЫЕ ГОРОДА

Алла МИХАЛЁВА, СТРАСТНОЙ БУЛЬВАР от 10 октября 2024

Фестиваль театров малых городов России давно стал одним из важнейших событий театральной жизни страны и не только потому, что репертуар этих театров зачастую отличает большее разнообразие, чем столичную сцену, а по качеству постановок они вполне конкурентноспособны многим крупным театрам. Одно из безусловных достижений фестиваля это то, что с приходом к руководству Театра Наций Евгения Миронова, этот театральный форум стал ежегодным (до этого он проводился раз в два года), а главное — все участники остаются на весь срок его проведения. Как сказал на церемонии вручения призов председатель жюри нынешнего фестиваля, проходившего в Уфе, Адольф Шапиро, театры приезжают на подобные праздники себя показать и людей посмотреть, но, показав себя, коллективы разъезжаются по домам и увидеть спектакли коллег большинству не удается. А участники Фестиваля театров малых городов не только знакомятся друг с другом и работами своих товарищей, но еще и получают бонус в виде мастер-классов и лекций по профессии. Например, для актеров проводятся занятия по сценическому движению и сценической речи. Да и директора, художники, завлиты, как и представители других театральных профессий получают возможность послушать лекции лучших педагогов и практиков из Москвы и Петербурга. Так что фестиваль из конкурсного состязания театральных коллективов перерос в настоящую театральную школу, а учитывая уровень педагогов, можно сказать, и университет. В ХХI фестивале, проводившемся при поддержке Министерства культуры РФ, Благотворительного фонда Евгения Миронова «Театральные инициативы», Министерства культуры Республики Башкортостан и Администрации городского округа Уфа, приняли участие 16 театров из самых разных регионов России — из республик Башкортостан, Татарстан, Удмуртия; Свердловской, Кемеровской, Псковской и Иркутской областей; Пермского и Красноярского краев, Ханты-Мансийского автономного округа. Постановщики большинства спектаклей — приглашенные режиссеры, в основном, выпускники московских и санкт-петербургского театральных институтов. И очень интересно наблюдать, как люди «со стороны» предлагают театрам свой образ мысли, свои художественные идеи, адаптируясь к местным условиям, и как театры погружаются в новую для себя реальность. Надо сказать, что практически все театры-участники имеют прекрасные труппы. Уровень мастерства современного актера не столичного театра, натренированного, так как их коллективы не имеют возможности играть одно и то же название несколько лет, в силу малочисленности населения города, в большинстве своем находятся в отличном профессиональном тонусе и открыты к встрече с новым. Даже спектакли, не удостоившиеся призов, представили актеров в наилучшем свете. Это можно сказать и о «Грозе» Островского (режиссер Юрий Печенежский) Русского драматического театра из Стерлитамака, аскетичной, внешне скупой, где чувства не выставляются напоказ, а сдержаны суровым законами Калинова, из атмосферы которого словно выкачали воздух. Единственное «живое» существо Катерина (прекрасная работа, проникнутая чистотой и искренностью молодой актрисы Юлии Карташовой) здесь пытается вздохнуть полной грудью и гибнет в безвоздушном, огороженным со всех сторон забором пространстве (сценография Фемистокла Атмадзаса). Отличные актерские работы и в спектакле «За белым кроликом» Марии Огневой (режиссер Артем Терехин) Березниковского драматического театра. Ольга Кирилочкина и Мария Шлейхер — матери, потерявшие дочерей, каждая по-своему переживающие свое горе, и Анастасия Козьменко — подруга девочек, через десятилетие возвращающаяся мыслями к трагической гибели своих подруг. Страшная история, созданная на документальном материале, в версии Терехина лишена каких-либо сцен насилия и физиологических подробностей. Исполнительницы существуют несколько отчужденно — пережитая трагедия словно опустошила их души, не оставив ничего, кроме желания установить имя насильника и убийцы девочек. Совершенно по-другому, в яркой гротескной манере существуют герои «Метели» театральной фантазии Василия Сигарева по мотивам повести Пушкина. Здесь одна Марья Гавриловна — человек естественный. Ее окружение, включая родителей, напоминает упырей и вурдалаков. В них все гипертрофировано: и грим, и костюмы, и пластика. Даже возлюбленный героини Владимир Николаевич, хоть и не так эксцентричен, как прочие, но тоже — часть этой бесовской карусели, словно закрученной непреходящей метелью и порывами ветра, носящими героев как снежные хлопья по сцене. В спектакле молодого режиссера Алессандры Джунтини не все концы с концами сходятся, но энергия эксперимента (спектакль родился из эскиза режиссерской лаборатории Театра Наций) и фольклорные песнопения держат эту «неровную» работу на плаву. Фольклор можно назвать увлечением молодой режиссуры. Его же, правда, в большой степени как самоцель, использует режиссер Анастасия Неупокоева, постановщица песенной притчи «О старике, старухе и золотой рыбке» по пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» (Канский драматический театр). На коми-пермяцких народных песнях построен и спектакль «Кукуй, кукушечка!». Совсем юный режиссер Дарья Левингер, выпускница Санкт-Петербургского Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ) увидела ансамбль из Коми-Пермяцкого округа, заразилась им, поговорила с исполнительницами и на основе их собственных историй поставила спектакль о жизни деревни Кукушка, где все — от рождения до похорон сопровождается обрядовым пением. В Коми-Пермяцком национальном драматическом театре им. М. Горького (Кудымкар), неоднократно участвовавшем в фестивале, — очень хорошая труппа, отлично поющая и прекрасно двигающаяся. Восемь актрис, сыгравшие своих героинь от детских лет до старости, сумели создать некий собирательный образ обитательниц этой деревни. Но из-за того, что в композиции спектакля оставалось мало места индивидуальностям персонажей, спектакль хоть и получился ярким и красивым, но… несколько иллюстративным. Одного из главных призов — «лучший спектакль малой формы» удостоилась постановка Няганского ТЮЗа «Калечина-Малечина» по одноименной книге Евгении Некрасовой — пронзительная работа, в которой также звучали некие фольклорные мотивы. Это вообще очень музыкальный по своей сути спектакль. Его постановщица Сойжин Жамбалова, имеющая не только режиссерское, но и музыкальное образование. Ее спектакли музыкальны не только по форме, но и по своему внутреннему звучанию. Голоса артистов складываются в музыкальную партитуру, звучание которой адекватно общей картине современного мира, где обижают слабых, непохожих, особенно, если речь идет о детях, «невыросших», как называет себя и одноклассников девочка Катя. К ней невнимательны вечно спешащие на работу родители, предают подружки, тиранит и собирается перевести в школу для ребят с отставанием в развитии учительница, которая, конечно же, хочет «как лучше». Единственный, кто готов помочь девочке, Кикимора, то ли выдуманная ею, то ли действительно появившаяся в доме после Катиной попытки суицида. Но ни в главной героине, ни в самом спектакле нет никакой озлобленности. Это притча о том, что всем нам случается обижать и чувствовать себя несправедливо обиженными. Все актеры, за исключением Марии Васильевой, играющей Катю, погружаются в мир своих персонажей, но в то же время, смотрят на них чуть-чуть со стороны. Усиливают это ощущение небольшой «отдельности» от своих героев личные воспоминания исполнителей о своем детстве, очень откровенные, могущие быть и неприятными. Но произносят их актеры почти нейтрально, глядя на детство уже с высоты своего возраста. Хотя, надо сказать, большинство из них еще очень молоды. И эта их спокойная без надрыва интонация производит неожиданный эффект, окуная зрителя в атмосферу детства, о котором каждому есть что вспомнить, включая, казалось бы, совсем незначительные огорчения и события, казавшиеся тогда глобальными. Словом, «Калечина-Малечина» так точно попадает в болевые точки сидящих в зале, призывая в сообщники их эмоциональную и ассоциативную память, что создается ощущение: и зрители тоже в какой-то мере — соавторы этого удивительного спектакля. «Лучшим спектаклем большой формы» был назван «Не был женат» (Альметьевский татарский государственный драматический театр), поставленный по повести татарского писателя Гаяза Исхаки, чье 145-летие со дня рождения отмечалось в прошлом году. Это книга, написанная в 1916-м году, хорошо передает атмосферу своего времени, затрагивая при этом и вневременные проблемы. Главный герой — молодой татарин, сын муллы, уехавший от родителей, мечтавших видеть его духовным лицом, в Петербург. Там он работает приказчиком в магазине. В оперном театре знакомится с русской молодой женщиной Анной, с которой у него завязывается дружба, переросшая в долгосрочный роман. Герой искренне привязывается к девушке, веселой, культурной, гибкой, остроумной. Но жениться он хочет непременно на мусульманке. Собственно говоря, в центре классическая коллизия: выбор между долгом и чувством. Колебания юноши, связанные с поиском подруги жизни, являющиеся содержанием спектакля, переданы артистом Айтаром Мифхатовым и режиссером Айдаром Заббаровым довольно остроумно. Герой нерешителен, нелеп в своих терзаниях, от чего ставит себя в комические положения. Его желание не нарушать традиции часто оборачивается бестактностью и даже жестокостью в отношении Анны (Диляра Фазлиева). Но актер с таким обаянием передает варварское простодушие своего героя, что все равно вызывает симпатию. А умная Анна умеет скрывать свои чувства, и их отношения все продолжаются и продолжаются, а вопрос о женитьбе на соплеменнице так и остается открытым и даже рождение двух дочерей никак не влияет на ситуацию. И хотя история любви героя и Анны в сущности драматическая и безысходная, в постановке много неожиданно смешного. В чем-то этот спектакль не только о конфессиональной ортодоксальности, но и о мужской несостоятельности героя, который никак не может совершить поступок и принять решение, хотя ни мулла, ни православный батюшка запретов на их брак не накладывают, только живописуют, как в дальнейшем станет трудно жить семьей представителям разных культур и традиций, в особенности, когда у них родятся дети и станет вопрос об их религиозном воспитании. Мужчина, не способный на поступок, — герой еще одного спектакля «Тихий свет» по пьесе молодого драматурга Романа Козырчикова в постановке молодого режиссера Дмитрия Огородникова на сцене тоже достаточно молодого Камерного драматического театра «Доминанта» из города Губаха, коллектив которого был удостоен также одной из главных наград фестиваля — приза «Надежда». Это — удивительная по своей органике и ансамблевости семейная история, где артисты, создающие яркие и узнаваемые образы, существуют почти с документальной достоверностью и абсолютным чувством партнерства. Двух других важных фестивальных призов «Лучшая женская роль» и «Лучшая мужская роль» удостоились Софья Белова за роль чеховской Сони в спектакле «Дядя Ваня» Серовского драматического театра имени А.П. Чехова (режиссер Анатолий Праудин) и Андрей Ковзель за роль Сократа в спектакле Новокузнецкого драматического театра «Платон» Алексея Житковского (режиссер Максим Соколов). Оба спектакля также отличают ансамблевость и высокая культура. В праудинском «Дяде Ване», гипнотизирующем медленным, почти рапидным течением времени, безнадежность положения Войницкого и Астрова, да и прочих героев, доведена до абсолюта. Никто из них не в силах что-либо изменить в своей бессмысленной монотонной жизни, и только одна Соня верит в то, что ее может полюбить Астров, и в счастливую жизнь на небесах… В «Платоне» же главный герой Сократ, проживающий последние дни своей жизни в кругу друзей и недругов. Только круга здесь нет, все герои выстроены в линию на авансцене. Все, за исключением Сократа, сидящего на камне, словно прикованы к земле. Они могут падать, гнуться до полу, то в одну, то в другую сторону, вперед и назад, а простого шага сделать не могут, что выглядит очень красноречиво в свете их рассуждений о демократии и своей свободе. Сократ вступает в диалоги с учениками, в том числе с Платоном и другими афинянами. Но спектакль — практически монолог Сократа. Ковзель играет его ироничным и спокойно бесстрашным. Он невозмутимо принимает приговор и отказывается от возможности побега. Он тверд и уверен в своем выборе, и его беспрецедентная стойкость производит мощное впечатление. Интересных спектаклей было больше, чем имевшихся в распоряжении жюри призов. Ситуацию «улучшили» специальные призы. Ассоциация театральных критиков вручила диплом «За визуальное и музыкальное решение и высокую постановочную культуру» спектаклю Новоуральского театра музыки, драмы и комедии «Старик и море» Светланы Баженовой (soun-драма по мотивам повести Хэмингуэя) в постановке Петра Незлученко. Рассказ в пьесе ведется от лица Рыбы — в спектакле alter ego Старика, обе роли великолепно играет один актер, Евгений Недокушев. У спектакля вообще отличная постановочная группа: Сережа Сирин (композитор), Евгений Лемешонок (художник), Сергей Москалюк (художник по свету), Дмитрий Першаков (видеорежиссер), создающие на сцене фантастический, прекрасный и коварный образ моря, одного из главных «действующих лиц» спектакля. Приз главы Республики Башкортостан был вручен умному, остроумному и грустному спектаклю Глазовского драматического театра «Парафраз» «Алло, мама!» по мотивам произведений Евгения Шварца. Автор пьесы и режиссер Дамир Салимзянов поставил добрый, мудрый, смешной и серьезный спектакль о том, что мир несовершенен, что все мы хотим любить и быть любимыми и что любовь сильнее смерти… Министерство культуры Республики Башкортостан присудили приз «За актерский ансамбль» спектаклю «Фрёкен Жюли» Августа Стриндберга Прокопьевского драматического театра имени Ленинского комсомола. Режиссер Дмитрий Акриш ввел в свою постановку еще трех персонажей — пожилых Фрёкен Жюли, Кристину и Жана, видящи драму своей молодости со стороны и вновь проживающих события роковой ночи на Ивана Купала, то с болью, то со стыдом … И еще один Специальный приз «За гуманистический взгляд на историю» — от губернатора Челябинской области, где в Магнитогорске проходил предыдущий фестиваль. Им был награжден яркий, темпераментный, романтичный и жесткий спектакль «Гульнара» Флорида Булякова (режиссер Ильсур Казакбаев) в постановке Башкирского драматического театра имени Ильшата Юмагулова Стерлитамакского государственного театрально-концертного объединения. И хотя у фестиваля только один приз «Надежда», он подарил большие надежды на дальнейшее развитие «малых городов» России.