XXI Фестиваль театров малых городов России. Уфа
БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ
21-й Фестиваль театров малых городов России, который проводит Театр Наций при поддержке Министерства культуры РФ, в этом году состоялся в Уфе — столице Башкирии, городе-миллионнике. Прежде этот фест путешествовал по малым городам и превращал Лысьву, или Вольск, или Камышин, например, на неделю в театральную столицу страны. Города приосанивались, наводили красоту, ремонтировали свои сценические площадки и потом неделю жили таким событием. Это создавало уникальную атмосферу фестиваля. Однако в этом году Башкирия подарила фест Уфе на 450-летний юбилей. Появились очевидные плюсы: участников (а в отличии от других фестивалей они не только показывают свои работы, но и всю неделю смотрят своих коллег, участвуют в мастер-классах, тренингах, слушают лекции, смотрят спец-программы, посещают музеи и экскурсии) разместили в хороших отелях. Показы спектаклей прошли на прекрасно оборудованных площадках ухоженных и нарядных театров Уфы. Билеты в большие залы были раскуплены еще до начала феста, а на малые сцены и вовсе попасть было нельзя. Очевидный минус, казалось бы, только один — долгие переезды по пробкам из театра в театр. Если в программе три конкурсных спектакля в день, то минус становился очень заметным, приводил к задержкам начала и лишним нервам. Но главное, что-то улетучилось из атмосферы феста. Он стал «одним из» юбилейных мероприятий. Зрители на каждом показе были разные. А в малом городе складывалась компания постоянных зрителей-болельщиков. Они оставались на обсуждения. Становились таким образом участниками общего дела. Дело же само в этом году сложилось-таки. Театр оказался вновь нужным и отзывчивым.
Первое, что сразу бросилось в глаза, — на столичных сценах Уфы (а это и Русский драматический театр, и Башкирский академический театр драмы им. Мажита Гафури, и Уфимский татарский театр «Нур», и Национальный молодежный театр им. Мустая Карима, и даже Башкирский театр оперы и балета) спектакли театров малых городов не выглядели сиротами. Постановочная культура выросла заметно. Сложные, осмысленные декорации, известные мастера-сценографы: Евгений Лемешонок и видеорежиссер Дмитрий Першаков («Старик и море», Театр музыки, драмы и комедии, г. Новоуральск — приз Ассоциации театральных критиков именно «за визуальное и музыкальное решение и высокую постановочную культуру»), Анастасия Юдина («Платон», Новокузнецкий драматический театр), Фемистокол Атмадзас («Гроза» Русский драматический театр, г. Стерлитамак), Надя Скоморохова и видеохудожник Дмитрий Мартынов («Калечина-Малечина», Няганский ТЮЗ), Геннадий Скоморохов («Гульнара», Башкирский драматический театр, г. Стерлитамак). Причем сценография не только художественно интересная, но и прекрасно исполнена.
Главное же, что в «отличной форме» и актуальное предельно, и глубокое. Лучшие спектакли фестиваля в самых разных жанрах: сказка («Алло, мама!», театр «Парафраз», г. Глазов), социальная драма («Калечина-Малечина», Няганский ТЮЗ), мелодрама («Не был женат», Альметьевский татарский драматический театр), эпос («Гульнара», Башкирский драматический театр им. И. Юмагулова, г. Стерлитамак), интеллектуальная драма («Платон», Новокузнецкий драматический театр) — не развлекают, не отвлекают, не утешают, а ведут со зрителем прямой разговор о личной ответственности человека, не смотря ни на какие обстоятельства и трудности, оставаться человеком.
Главный приз «Лучший спектакль малой формы» и возможность показать его на сцене Театра Наций в Москве получил Няганский ТЮЗ за «Калечину-Малечину» в постановке Сайжин Жамбаловой. Знакомая уже по многим современным пьесам коллизия: девочка-подросток, которую не понимают родители, предают друзья, не ценят учителя, в пьесе Евгении Некрасовой усугублена ещё и грубыми домогательствами пьяного дяди. На защиту «невыросшей», как называет себя героиня Катя, встает настоящая кикимора. Режиссер Сайжин Жамбалова с очень точными, пластичными, чувствующими партнера, музыкальными няганскими актерами и не собиралась сюсюкать «о бедной малышке». Катя в лихом и отчаянном исполнении Марии Васильевой никакую «жертву» из себя не корчит. Колючая, насмешливая, резкая — она боец. А когда силы уже, казалось бы, на исходе, в ней поднимается хмурая, неказистая хтонь, калечина-малечина, кикимора — чувство злой мести. Сайжин Жамбалова как мало кто ощущает не сувенирную мощь фольклора. Изысканный саундтрек композитора Дахалэ Жамбалова точно воплощает нужную интонацию. Неожиданным и крайне уместным контрапунктом истории Кати звучат непридуманные истории детских травм и переживаний потерь актеров — участников спектакля. И мрачная тяжесть хтони вдруг начинает просвечиваться чувством щемящей нежности.
Нежность — чувство, которое всегда предвкушаешь испытать, идя на спектакли театра из города Глазова «Парафраз», созданного режиссером Дамиром Салимзяновым, — завсегдатаем фестиваля. Она бывает разная: открытая и радостная в незабвенном спектакле «Вино из одуванчиков», или жалкая и непрошенная в финале «Записок из подполья». Салимзянову и вслед за ним его актерам непонятным образом удается любить людей, сочувствовать им и их понимать. Казалось бы, что спектакль «Алло, мама!» собрался разрушить ожидания. Слишком резкий, порой грубоватый юмор (скорее злободневная сатира) набрасывается на зрителя со сцены по-началу, контрастируя с идущими безмолвно на экране знакомыми кадрами фильма «Золушка». Именно сценарий Евгения Шварца стал отправной точкой сочинения новых приключений хрустальной туфельки. Но Золушка тут не собирается сидеть и ждать чуда-феи-принца. Она, как и Катя из «Калечины», — боец. На балу, как и положено, случается чудо. Вполне рукотворное: местный волшебник придумал телефон, по которому можно поговорить с умершими. И оказывается, что невнимательный к сыну король, злокозненная мачеха, подкаблучник Лесничий стали такими, потеряв своих любимых. С ними не бороться надо, а услышать их боль и помочь ее пережить, чем дети их — и Золушка, и Принц, и обе золушкины сестрички занялись с полной отдачей. Без нежности «Парафраз» зрителей не отпустит. Спектакль получил приз Главы Башкирии Радия Хабирова.
Услышать, понять, принять — почти каждый спектакль фестиваля нес в себе это послание публике. Пьесу Романа Козырчикова «Тихий свет» (театр «Доминанта», г. Губаха — приз «Надежда») режиссер Дмитрий Огородников поставил не столько о том, как все в одной семье друг друга не любят, сколько о том, как могли бы любить, но не слышали друг друга. Инсценировку Светланы Баженовой повести Хемингуэя «Старик и море» (Новоуральский театр музыки, драмы и комедии — приз Ассоциации театральных критиков) режиссер Петр Незлученко поставил как долгое завещание Старика и пойманной им Рыбы-меч мальчику, мечтающему о подвигах: не поднимай меча. Не вся-то наша жизнь — и есть борьба. Повесть Флорида Булякова «Гульнара» о героини первых лет коллективизации (Башкирский драматический театр им. И. Юмагулова, г. Стерлитамак) режиссер Ильсур Казакбаев переосмыслил как трагедию борьбы. Особо прозвучал вопрос деревенского юродивого: «Почему клуб вместо мечети? Почему нельзя рядом с мечетью?» Спектакль получил приз губернатора Челябинской области «За гуманистический взгляд на историю». Гран-при в номинации «Лучший спектакль большой формы» достался Альметьевскому татарскому драматическому театру за постановку режиссера Айдара Заббарова по повести Гаяза Исхаки «Не был женат»: пока главный герой татарин прикидывал, как ему удобней — жениться на любящей его русской или соблюсти традицию, женится на единоверке и продолжить свой кровный татарский род, он не брал во внимание судьбу женщины, готовой принять его всего, и с его верой, и с его традициями. Решив сделать «как надо», он потерял и свою любовь, и свое счастье.
В номинации «Лучшая женская роль» приз получила Софья Белова за роль пытающейся всех примерить и простить Сони в спектакле Анатолия Праудина по пьесе А. Чехова «Дядя Ваня» (Серовский театр драмы им. А. Чехова). Наконец, приз «За лучшую мужскую роль» был вручен блистательному Андрею Ковзелю за роль Сократа в спектакле «Платон» (Новокузнецкий драматический театр) режиссера Максима Соколова по пьесе Алексея Житковского, написанной по мотивам «Диалогов» Платона. В абсолютной статике чрезвычайно профессионально оснащенный актер просто говорил с нами о том, что самоуверенность, жажда самоутвердится, настоять на том, что знаешь истину, готовность в борьбе за эту истину уничтожить сомневающегося — слабость, а признание «я знаю, что ничего не знаю» — нет. Как же важно сейчас оказалось просто поговорить, постараться понять…